Наименование программы:
Региональная инновационная программа «Социально-бытовое
сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
профессиональном образовательном учреждении»
Руководитель
программы:
М.В.
Цветаева, директор ГПОУ ЯО Ярославский колледж управления и профессиональных
технологий
Куратор
программы:
В.Ю. Выборнов,
руководитель центра развития профессионального образования ГАУ ДПО ЯО «Институт
развития образования», к.п.н.
Документы | Организации-соисполнители проекта |
Отчеты | Мероприятия | Материалы | Контакты |
Краткое обоснование актуальности создания
инновационной площадки по созданию условий
для обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных организациях
Согласно Постановлению правительства Российской
Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития
образования на 2016 - 2020 годы» одной из задач государственной политики в
сфере образования является реализация мероприятий, направленных на обеспечение
внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и
общего образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Это подразумевает создание условий для развития современной
образовательной среды, поддержку инноваций в сфере образования по актуальным
проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью, продолжение работы по поддержке органов управления образованием
субъектов Российской Федерации в организации работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью.
Актуальность проблемы для Ярославской области
определяется наличием значительного количества граждан с ограниченными
возможностями здоровья, инвалидов. В Ярославской области проживают более 119000
лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 3000
детей-инвалидов (около 2500 детей находятся на учете по поводу психических
заболеваний, около 600 детей с диагнозом "детский церебральный
паралич"), около 3000 инвалидов с поражением опорно-двигательного
аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства
(кресла-коляски, костыли, ходунки и другие приспособления), более 3000
инвалидов – с нарушениями органов зрения, более 2000 инвалидов - с нарушениями
слуха и речи.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской
Федерации" (
Статья 5. Право на образование.
Государственные гарантии реализации права на образование в Российской
Федерации) должны создаваться необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития исоциальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия,
в максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в
том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Для совершенствования качества подготовки граждан с
ОВЗ, инвалидов необходимо расширение спектра реализуемых программ, в том числе
направленных на социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья для жизни и работы с целью формирования самостоятельной независимой
личности.
Программа нацелена на реализацию следующих направлений
инновационной деятельности:
1. Разработка и реализация программы обучения
студентов с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовым навыкам.
2. Разработка и реализация программы включения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
производительно-экономическую деятельность посредством создания учебного
социального предприятия «Успех».
Задачи распространения практики
1. Создание в образовательной организации
организационно-педагогических условий, необходимых для обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья социально-бытовым навыкам, а также
включение обучающихся в производительно-экономическую деятельность посредством участия
в работе учебного социального предприятия «Успех
». Задача
решается средствами реализации системы подготовки обучающихся выполнению
социально-бытовых функций, выполнение которых способствует формированию особых
навыков, требуемых для ведения самостоятельной жизни и выполнения трудовых
функций.
2. Апробация подходов и организационных форм обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовым навыкам. Данная
задача решается посредством введения для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья отдельной дисциплины по обучению социально-бытовым навыкам.
Реализуется в течение периода действия программы.
3. Организация сетевого взаимодействия с организациями-партнерами,
реализующими деятельность по обучению и социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также участвующими в волонтерской деятельности в
Ярославской области. Задача реализуется посредством привлечения образовательных
организаций к сотрудничеству, заключения договоров о взаимном сотрудничестве и
ведения совместной образовательной и воспитательной деятельности, направленной
на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Описание опыта и методический анализ практик
реализации социально-бытового сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья с оформлением соответствующих публикаций. Задача решается в ходе
реализации программы средствами фиксации и оформления опыта реализации социально-бытового
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации программы: 2017-2018 гг.
Результаты реализации программы
1. Разработка методических рекомендаций по
формированию и развитию социально-бытовых и профессиональных навыков у
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая такие разделы
как:
·
Положение о создании
волонтерской площадки на базе колледжа.
·
Памятка для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по взаимодействию с
различными организациями, умению пользоваться предоставляемыми социальными
услугами.
·
Памятка для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по взаимодействию с
окружающими людьми.
·
Инструкционная
карта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по использованию
информационных технологий и поиску информации.
2. Появление в Ярославской области (г. Ярославль, г.
Рыбинск) профессиональных образовательных организаций, способных организовать
педагогический процесс, ориентированный на формирование социально-бытовых
навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Создание партнерских связей между образовательными
организациями для обеспечения поддержки обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и повышения их социальной адаптации.
4. Наличие апробированной и оформленной системы социально-бытового
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяющей повысить
эффективность обучения таких детей и уровень их адаптации к жизни в социуме, а
также повысить возможности для трудоустройства.
Основные потребители результатов программы
1. Преподаватели и мастера профессионального обучения
профессиональных образовательных организаций.
2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Родители обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.